Родничок Страничка психолога Кризисные возрасты

    КРИЗИС 6 –7 ЛЕТ

     

     

    Обычно говорят о кризисе семи лет. Однако мои наблюдения показывают, что в настоящее время у детей кризисные явления появляются не в одно и то же время, и довольно часто раньше семи лет. Вообще следует иметь в виду, что развитие каждого ребенка происходит по-своему: одни дети быстро развиваются, другие - медленно, у одних те или иные признаки появляются, скажем, в пять лет, а у других - в шесть, а иногда и в семь.

    Надо иметь в виду, что паспортный возраст не совпадает с физическим, умственным, психическим. Ребенок по паспортному возрасту - уже школьник, ему семь лет, а по умственному - он ещё дошкольник. Другому ребенку по паспортному возрасту всего пять лет, а по физическому развитию он обогнал многих детей семи лет и т. д.

    В чем заключается кризис семи лет? (будем называть его так, как это принято).

    Вот как характеризует этот кризис Л.С. Выготский.

    Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что он вдруг утрачивает наивность и непосредственность: в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

    Все знают, что 7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Ребенок резко изменяется. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута.

    В период кризиса ребенок начинает осознавать свои переживания, он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый» и т.д. Благодаря этому у него возникают новые отношения к себе, возникает осмысленная самооценка своих действий и переживаний.

    Такие особенности кризисного возраста, как кривлянье, манерничанье, по большей части преходящие, а вот возникшие самолюбие, самооценка становятся качествами личности. Они-то и являются важнейшими завоеваниями ребенка в характеризуемый кризисный период.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    КРИЗИС 3 – ЛЕТ

     

    Этот кризис, как и любой другой, проявляется прежде всего в обесценивании того, что было для ребенка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, он отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно как для самого ребенка, так и для родителей, которые а это время должны быть особенно терпеливыми.

    Кризисные явления проявляются, во-первых, в негативизме непринятии требований или просьб взрослых, в стремлении все сделать наоборот. Раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно сделать и его действие соответствовали этому желанию. В период кризиса ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Его поведение определяется не этим желанием, а отношениями со взрослым: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность поэтому поступает вопреки своему желанию и его требованиям. Эта возрастающая самостоятельность ребенка - важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса оно примет нормальные формы.

    Вторым болезненным явлением этого периода является упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что это ему очень хочется, а потому, что он сам высказал и требует, чтобы взрослые с его мнением считались, Конечно, не с любым желанием или требованием ребенка следует соглашаться и их выполнять, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать ребенку «остыть», а уже потом спокойно объяснить свое решение.

    Стремление к самостоятельности может проявляться у ребенка и в строптивости, в резком, а иногда и грубом выражении своего недовольства взрослыми и их действиями. Это же стремление проявляется часто и в своеволии. При этом зачастую стремление ребенка всё делать по-своему не соответствует его возможностям, что может привести к печальным последствиям, если вовремя не остановить ребенка. Но опять-таки это надо делать спокойно, не устраивая скандала.

    Важно избежать в этот период частых конфликтов ни в коем случае нельзя идти на поводу немотивированных желаний ребенка, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям, он начинает проявлять свою власть над окружающими его взрослыми, грозя очередным конфликтом. И в то же время нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребенка, своё упрямство и своеволие.

    Все указанные выше болезненные явления при разумном отношении к ним родителей пройдут, а завоеванная ребенком самостоятельность останется, что будет важным этапом на пути его развития.